Уважаемый Геннадий!
На Ваш вопрос отвечает адвокат Станислав Рыженков.
Управляющая организация правомерно отказывает в предоставлении информации, касающейся персональных данных граждан.
В то же время Жилищный кодекс РФ не устанавливает обязательности наличия реестра собственников для целей проведения общего собрания.
Согласно ч. 4 ст. 45 ЖК РФ: Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Таким образом, в Вашей ситуации необходимо сначала направить собственникам в любой допустимой форме сообщение о проведении общего собрания.
Реестр собственников Вы сможете сформировать уже непосредственно в процессе общего собрания и подсчета голосов собственников, которые приняли в нем участие.
При голосовании собственник обязан представить сведения о документе, подтверждающем его право собственности на жилое помещение, поскольку именно от размера этого жилого помещения зависит количество голосов, которым обладает данный собственник на общем собрании.
Для правильного подсчета голосов необходимо на основании технической документации на многоквартирный дом установить общую площадь всех жилых помещений и нежилых помещений, являющихся индивидуальной собственностью, то есть не относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Для получения сведений об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме следует обратиться в управляющую организацию, которая не вправе отказать Вам, как собственнику помещения в этом доме, по инициативе которого созывается общее собрание.
*************************************************
Рекомендую Вам в сложный организационный период ТСЖ не полагаться на разовые консультации, даже очень квалифицированные, а пригласить адвоката для юридического сопровождения. Ошибки, сделанные на этом этапе и закрепленные решениями собраний, исправить потом почти невозможно. Юридическое сопровождение для коллективного заказчика обходится каждому участнику в совершенно незначительные деньги, так как сумма вознаграждения адвокату распределяется на всех. А пользы от этого очень много.
Искренне Ваша
Ксения Степанищева, заведующая Филиалом № 36 МОКА.
Геннадий
Здравствуйте! Для проведения общего собрания собственников помещений по выбору способа управления(намерены ТСЖ) нам необходим реестр собственников. Наша УК отказывается представить его, ссылаясь на защиту персональных данных. Подскажите, пожалуйста, возможно ли проведение собрания без реестра или, если это невозможно, где его (реестр или список собственников) можно получить?
Адвокат Степанищева К.С.
Уважаемый Виктор Викторович!
Нарушений в действиях ГБМСЭ не усматривается. Обжалование действий МСЭ производится в порядке, установленном разделом IV "Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина" Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ"(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247):
20. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
21. В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
22. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
23. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Таким образом, Вы могли бы просить о проведении экспертизы на дому, если сможете доказать, что Ваше состояние здоровья не позволяет Вам явиться в ГБМСЭ. В ином случае Вам придется выезжать в областной центр. Такого "права", как право на привлечение к экспертизе стооонних специалистов, Положение не содержит. П.27 установлено, что в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Таким образом, Вы вправе ходатайствовать о привлечении консультанта, но Ваша просьба не обязательна для Бюро. В подобном случае разумно подобрать консультанта в самом областном центре.
Виктор
Уважаемые сотрудники! Прошу Вас, проконсультировать меня.
Я подал заявление в Главное бюро МСЭ (медико-социальная экспертиза) о обжаловании решения бюро МСЭ о не признании мне инвалидности.
Главное бюро МСЭ, приглашает меня на комиссию в областной цент.
Ехать поездом 15 часов, к тому же, я лишаюсь возможности, пригласить со своей стороны специалистов для участия в комиссии МСЭ с правом голоса.
Правомочны ли действия чиновников из МСЭ? Обязан ли я ехать в Главное бюро МСЭ в областной центр? Или они обязаны проводить экспертизу по месту моего проживания и места нахождения лечебного учреждения в котором я нахожусь на учёте?
Спасибо за внимание, с уважением, Виктор Викторович.
Адвокат Степанищева К.С.
Уважаемая Надежда, Ваш вопрос требует изучения материалов дела (из него даже не ясно, гражданское оно или уголовное). Судя по тому, что Вы написали, кассация права в том, что новая экспертиза, конечно, уже не будет повторной по смыслу ГПК РФ. Не видя документов, трудно судить о том, правильно ли назначена МСЭ силами независимого эксперта и чем именно мотивировала кассация отмену решения (приговора?). Нарушений закона о ГСЭД я здесь не усматриваю, о заинтересованности государственной экспертизы также говорить нет повода, поэтому Ваше право на независимую экспертизу ничем не нарушено. Независимая экспертиза -- это не та, которую подобрали Вы (тогда она не независимая по отношению к другим участникам процесса). Определения о назначении экспертизы не обжалуются, так что выбор экспертного учреждения -- это прерогатива суда. Вы можете предлагать свою кандидатуру ЭУ, но противодействовать назначению не угодного Вам экспертного учреждения Вы не вправе. Отказ же от экспертизы влечет нежелательные процессуальные последствия, вплоть до признания факта, для проверки которого назначена экспертиза, установленным или опровергнутым.
Надежда
Гордским судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза в ООО "..." независимому эксперту. ООО "..." имеет устав ,где прописаны виды услуг ,в том числе экспертные ,юридические. Эксперт имеет все необходимые документы в том числе сертификат медико-социальной экспертизы. Экспертом были привлечены ( с разрешения суда) специалисты имеющие сертификаты,подтверждающие наличие специальных знаний,в определенной/узкой/ области медицины. На все представленные судом в полном объеме. Подана кассационная жалоба участниками процесса. Кассация отменила решение суда в полном объме ,мотивируя тем ,что экспертиза проводится только в государственном учреждении МСЭ и обязала провести новую экспертизу,не указав ,что повторную. С данным решением не согласна,что нарушает мое право на независимую экспертизу ,т.к. Мсэ не имеет полномочий на судебную экспертизу и заинтересованность в ее произ-ве. Нарушает ФЗ № 73 " О ГСЭД в РФ" и другие законы. Как мне поступить дальше.Я не согласна на МСЭ проведение экспертизы. Как мне отстоять свое право.Другие суды экспертизу проведенную здесь же берут во внимание ,даже кассация. Заранее благодарна.
Адвокат Степанищева К.С.
Ответ Марине:
Марина, в связи с известными обстоятельствами не могу ответить так подробно, как хотелось бы. Главное: Отчислить из вуза за посещение митинга не имеют права. Конституционное право на свободу собраний. Для того же, чтобы решить вопрос с судебным обжалованием такого решения руководства вуза, необходимо видеть приказ об отчислении. При всех обстоятельствах использовать возможность обратиться в суд надо обязательно! Напомню, что очень громкие ситуации -- скандал со студентами философского факультета МГУ в Биологическом музее, скандал со сдачей ЕГЭ за школьников студентами физтеха -- в итоге так и не привели к отчислению студентов.
Юрист С.Рыженков
Ответ Ульяне:
В условиях ныне действующего законодательства (Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Правительством РФ от 23.05.2006 № 307) собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут заключить договор ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией только если способом управления многоквартирным домом является непосредственное управление многоквартирным домом (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ, п. 7 Правил № 307).
Если домом на основании договора управления многоквартирным домом управляет управляющая организация, то именно она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, пп. «в» п. 49 Правил № 307).
Если собственники помещений в многоквартирном доме желают вносить плату за коммунальную услугу напрямую ресурсоснабжающей организацией, то они могут на своем общем собрании принять соответствующее решение (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). В этом случае внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
Вышеуказанное решение общего собрания собственников принимается большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для принятия этого решения необходим соответствующий кворум, а именно - в собрании должны принять участие собственники помещений, обладающие в совокупности более 50% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме (число голосов каждого собственника помещения пропорционально площади принадлежащего ему помещения) (ч. 3 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).
Таким образом, если Вашим домом управляет управляющая организация, то для того, чтобы вносить плату напрямую в ресурсоснабжающую организацию необходимо принять на общем собрании собственников соответствующее решение. После этого необходимо уведомить о принятом решении управляющую и ресурсоснабжающую организации.
Однако важно заметить, что исходя из ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ напрямую в ресурсоснабжающую организацию может вноситься лишь плата за тот объем коммунального ресурса, который был потреблен непосредственно в жилом (нежилом) помещении собственника помещения в многоквартирном доме.
Плата же за объемы коммунальных ресурсов, потребленных при использовании общего имущества (например, электроэнергия, потребленная на работу лифтов, освещение подъездов в многоквартирном доме, тепловая энергия на отопление мест общего пользования), должна вноситься управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
При этом в настоящее время отсутствует порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг, используемых на общедомовые нужды.
В настоящее время определение размера платы за электроэнергию, приходящуюся на общедомовые нужды невозможно без учета показаний индивидуальных приборов учета.
Исходя из этого, во всяком случае, до утверждения вышеуказанного порядка определения нормативов, принятие общим собранием собственников решения о порядке внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не будет во всех случаях автоматически вести к тому, что собственники начнут получать квитанции на оплату от ресурсоснабжающей организации.
Во-первых, напрямую в законе об этой ситуации с квитанциями ничего не говорится. Во-вторых, нигде не указана обязанность ресурсоснабжающей организации в рассматриваемом случае представлять собственникам платежные документы.
В то же время, поскольку в законе прямо указано, что ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества продолжает лежать на управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), то, следовательно, управляющая организация продолжает оставаться исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам. Соответственно и представление собственникам платежных документов на оплату коммунальных услуг продолжает оставаться функцией управляющей организации как исполнителя (п. 37 Правил № 307).
Исходя из изложенного, считаем, что в случае принятия собственниками решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации возможно два варианта дальнейшего развития событий:
1) Квитанции начнут выставлять две организации (ресурсоснабжающая организация начнет выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилых помещениях, а управляющая организация начнет выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды);
2) Квитанции продолжит выставлять управляющая организация. При этом, скорее всего, она начнет выставлять отдельные квитанции (одну на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды с указанием своего банковского счета, другую на оплату коммунальных услуг на индивидуальные нужды с указанием банковского счета ресурсоснабжающей организации).
Марина
Здравствуйте! Знакомого грозятся отчислить из института за посещение митинга на Болотной площади, после которого он был привлечен к ответственности (отсидел 15 суток).Подскажите пожалуйста, имеет ли институт такое право и что делать, если исключение все же последует??:
Ульяна
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, могут ли собственники жилых помещений в многоквартирном доме заключить договор на оплату электроэнергии и отопления напрямую с ресурсоснабжающими организациями (так, чтобы квитанции об оплате поступали собственнику напрямую от ресурсника, а не от управляющей компании, обслуживающей данный дом). заранее благодарна за ответ.
На Ваш вопрос отвечает адвокат Станислав Рыженков.
Управляющая организация правомерно отказывает в предоставлении информации, касающейся персональных данных граждан.
В то же время Жилищный кодекс РФ не устанавливает обязательности наличия реестра собственников для целей проведения общего собрания.
Согласно ч. 4 ст. 45 ЖК РФ: Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Таким образом, в Вашей ситуации необходимо сначала направить собственникам в любой допустимой форме сообщение о проведении общего собрания.
Реестр собственников Вы сможете сформировать уже непосредственно в процессе общего собрания и подсчета голосов собственников, которые приняли в нем участие.
При голосовании собственник обязан представить сведения о документе, подтверждающем его право собственности на жилое помещение, поскольку именно от размера этого жилого помещения зависит количество голосов, которым обладает данный собственник на общем собрании.
Для правильного подсчета голосов необходимо на основании технической документации на многоквартирный дом установить общую площадь всех жилых помещений и нежилых помещений, являющихся индивидуальной собственностью, то есть не относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Для получения сведений об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме следует обратиться в управляющую организацию, которая не вправе отказать Вам, как собственнику помещения в этом доме, по инициативе которого созывается общее собрание.
*************************************************
Рекомендую Вам в сложный организационный период ТСЖ не полагаться на разовые консультации, даже очень квалифицированные, а пригласить адвоката для юридического сопровождения. Ошибки, сделанные на этом этапе и закрепленные решениями собраний, исправить потом почти невозможно. Юридическое сопровождение для коллективного заказчика обходится каждому участнику в совершенно незначительные деньги, так как сумма вознаграждения адвокату распределяется на всех. А пользы от этого очень много.
Искренне Ваша
Ксения Степанищева, заведующая Филиалом № 36 МОКА.
Нарушений в действиях ГБМСЭ не усматривается. Обжалование действий МСЭ производится в порядке, установленном разделом IV "Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина" Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ"(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247):
20. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
21. В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
22. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
23. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Таким образом, Вы могли бы просить о проведении экспертизы на дому, если сможете доказать, что Ваше состояние здоровья не позволяет Вам явиться в ГБМСЭ. В ином случае Вам придется выезжать в областной центр. Такого "права", как право на привлечение к экспертизе стооонних специалистов, Положение не содержит. П.27 установлено, что в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Таким образом, Вы вправе ходатайствовать о привлечении консультанта, но Ваша просьба не обязательна для Бюро. В подобном случае разумно подобрать консультанта в самом областном центре.
Я подал заявление в Главное бюро МСЭ (медико-социальная экспертиза) о обжаловании решения бюро МСЭ о не признании мне инвалидности.
Главное бюро МСЭ, приглашает меня на комиссию в областной цент.
Ехать поездом 15 часов, к тому же, я лишаюсь возможности, пригласить со своей стороны специалистов для участия в комиссии МСЭ с правом голоса.
Правомочны ли действия чиновников из МСЭ? Обязан ли я ехать в Главное бюро МСЭ в областной центр? Или они обязаны проводить экспертизу по месту моего проживания и места нахождения лечебного учреждения в котором я нахожусь на учёте?
Спасибо за внимание, с уважением, Виктор Викторович.
Марина, в связи с известными обстоятельствами не могу ответить так подробно, как хотелось бы. Главное: Отчислить из вуза за посещение митинга не имеют права. Конституционное право на свободу собраний. Для того же, чтобы решить вопрос с судебным обжалованием такого решения руководства вуза, необходимо видеть приказ об отчислении. При всех обстоятельствах использовать возможность обратиться в суд надо обязательно! Напомню, что очень громкие ситуации -- скандал со студентами философского факультета МГУ в Биологическом музее, скандал со сдачей ЕГЭ за школьников студентами физтеха -- в итоге так и не привели к отчислению студентов.
В условиях ныне действующего законодательства (Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Правительством РФ от 23.05.2006 № 307) собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут заключить договор ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией только если способом управления многоквартирным домом является непосредственное управление многоквартирным домом (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ, п. 7 Правил № 307).
Если домом на основании договора управления многоквартирным домом управляет управляющая организация, то именно она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, пп. «в» п. 49 Правил № 307).
Если собственники помещений в многоквартирном доме желают вносить плату за коммунальную услугу напрямую ресурсоснабжающей организацией, то они могут на своем общем собрании принять соответствующее решение (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). В этом случае внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
Вышеуказанное решение общего собрания собственников принимается большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для принятия этого решения необходим соответствующий кворум, а именно - в собрании должны принять участие собственники помещений, обладающие в совокупности более 50% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме (число голосов каждого собственника помещения пропорционально площади принадлежащего ему помещения) (ч. 3 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).
Таким образом, если Вашим домом управляет управляющая организация, то для того, чтобы вносить плату напрямую в ресурсоснабжающую организацию необходимо принять на общем собрании собственников соответствующее решение. После этого необходимо уведомить о принятом решении управляющую и ресурсоснабжающую организации.
Однако важно заметить, что исходя из ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ напрямую в ресурсоснабжающую организацию может вноситься лишь плата за тот объем коммунального ресурса, который был потреблен непосредственно в жилом (нежилом) помещении собственника помещения в многоквартирном доме.
Плата же за объемы коммунальных ресурсов, потребленных при использовании общего имущества (например, электроэнергия, потребленная на работу лифтов, освещение подъездов в многоквартирном доме, тепловая энергия на отопление мест общего пользования), должна вноситься управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
При этом в настоящее время отсутствует порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг, используемых на общедомовые нужды.
В настоящее время определение размера платы за электроэнергию, приходящуюся на общедомовые нужды невозможно без учета показаний индивидуальных приборов учета.
Исходя из этого, во всяком случае, до утверждения вышеуказанного порядка определения нормативов, принятие общим собранием собственников решения о порядке внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не будет во всех случаях автоматически вести к тому, что собственники начнут получать квитанции на оплату от ресурсоснабжающей организации.
Во-первых, напрямую в законе об этой ситуации с квитанциями ничего не говорится. Во-вторых, нигде не указана обязанность ресурсоснабжающей организации в рассматриваемом случае представлять собственникам платежные документы.
В то же время, поскольку в законе прямо указано, что ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества продолжает лежать на управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), то, следовательно, управляющая организация продолжает оставаться исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам. Соответственно и представление собственникам платежных документов на оплату коммунальных услуг продолжает оставаться функцией управляющей организации как исполнителя (п. 37 Правил № 307).
Исходя из изложенного, считаем, что в случае принятия собственниками решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации возможно два варианта дальнейшего развития событий:
1) Квитанции начнут выставлять две организации (ресурсоснабжающая организация начнет выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилых помещениях, а управляющая организация начнет выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды);
2) Квитанции продолжит выставлять управляющая организация. При этом, скорее всего, она начнет выставлять отдельные квитанции (одну на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды с указанием своего банковского счета, другую на оплату коммунальных услуг на индивидуальные нужды с указанием банковского счета ресурсоснабжающей организации).