О невозможности создания межмуниципальных хозяйственных обществ с участием юридических и физических лиц
Юрист Станислав Рыженков
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Закона № 131-ФЗ представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Положения п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 51, п. 1 ст. 68 Закона № 131-ФЗ определяют цели создания межмуниципальных хозяйственных обществ.
Межмуниципальные хозяйственные общества создаются в целях:
Нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, определяющими порядок участия муниципального образования в межмуниципальных хозяйственных общества, цели создания таких обществ могут конкретизироваться.
Анализ норм Закона № 131-ФЗ о межмуниципальных хозяйственных обществах позволяет утверждать, что учредителями таких обществ не могут выступать никакие лица, кроме представительных органов местного самоуправления.
Формирование уставного капитала межмуниципальных хозяйственных обществ должно осуществляться в соответствии с Федеральными законами об АО и ООО с учетом особенностей учреждения межмуниципальных хозяйственных обществ, устанавливаемых Законом № 131-ФЗ.
Передачу имущества, денежных средств создаваемому хозяйственному обществу в оплату его уставного капитала осуществляет исполнительный орган местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования, учредительными документами межмуниципального хозяйственного общества, определяющими перечень муниципального имущества, вносимого в качестве доли муниципального образования в уставный капитал межмуниципального хозяйственного общества.
Финансирование расходов, связанных с участием муниципального образования в межмуниципальных хозяйственных обществах, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
Однако на практике возникают случаи, когда в состав учредителей межмуниципального хозяйственного общества, помимо муниципальных образований в лице органов местного самоуправления, входят иные юридические лица, в том числе, коммерческие организации, и оплата уставного капитала межмуниципальных хозяйственных обществ, осуществляется, наряду со средствами бюджетов муниципальных образований, так же средствами таких юридических лиц.
Не так давно Арбитражным судом Дальневосточного округа была рассмотрен именно такой случай (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2010 по делу № Ф03-3267/2010).
Данный пример из арбитражной практики заслуживает внимания, поскольку хорошо иллюстрирует правовые и финансовые последствия в случае привлечения в состав участников межмуниципальных хозяйственных обществ иных лиц, помимо самих муниципальных образований в лице их соответствующих органов.
В рассматриваемом случае учредительные договоры о создании межмуниципального хозяйственного общества были признаны ничтожными в части участия в таком обществе коммерческой организации, что как следствие повлекло уменьшение уставного капитала вновь созданного межмуниципального хозяйственного общества на сумму вклада коммерческой организации, которая составляла 63% уставного капитала межмуниципального хозяйственного общества.
Таким образом, межмуниципальные хозяйственные общества не предполагают участие каких-либо физических лиц и юридических лиц, за исключением представительных органов муниципальных образований.