Товарищества собственников жилья не вправе перепоручать выполнение функций по регистрационному учету граждан сторонней организации
Юрист Станислав Рыженков
Функции регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания относятся к реализации Закона РФ от 25.06.93 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Процедура проведения регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания установлена «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 № 713 (далее - Правила регистрации).
Непосредственное осуществление функций регистрационного учета возложено на территориальные органы Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации (далее - ФМС России), а источником финансирования данных функций является федеральный бюджет.
Вместе с тем Правилами регистрации определенные функции по осуществлению регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания возложены не только на лиц, входящих в систему территориальных органов ФМС России.
Так в соответствии с п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
В перечень должностных лиц ответственных за регистрацию граждан, утвержденный Постановлением Правительства РФ 17.07.95 № 713 включены:
В соответствии с Правилами регистрации на должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан, возложены функции по приему соответствующих документов для регистрации и снятия с регистрационного учета и передаче соответствующих документов в территориальные органы ФМС РФ.
На практике многие товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами, выполнение функций по регистрационному учету граждан поручают сторонним организациям, специализирующимся на деятельности по начислению и обработке платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги (Единые информационно-расчетные центры, Рассчетно-кассовые центры и т.п.). Зачастую это связано с административным воздействием, применяемым в целях создания на территории того или иного муниципального образования единой системы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, службы «одного окна» и т.п. Нередко сами органы местного самоуправления выступают заказчиками соответствующих услуг у организаций, специализирующихся на деятельности расчетных центров.
До недавнего времени такая практика перепоручения функций по регистрационному учету на организацию, осуществляющую в муниципальном образовании деятельность по обработке жилищно-коммунальных платежей граждан, не вызывала вопросов. Товарищества собственников жилья полагали, что они вправе самостоятельно определять порядок исполнения обязанностей, возложенных на их должностных лиц Правилами регистрации, в частности, что они вправе возложить выполнение регистрационных функций на стороннюю организацию, заключив с этой организацией соответствующий договор. Предметом такого рода договоров, как правило, является деятельность сторонней организации по ведению регистрационно-учетной работы с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется соответствующим товариществом собственников жилья. При оформлении данных договорных отношений используется модель договора возмездного оказания услуг или договора поручения.
Однако подобные договоры все чаще становятся предметом прокурорских проверок.
В последнее время стало появляться все больше примеров соответствующей судебной практики, свидетельствующих о том, что многим ТСЖ в скором будущем, возможно, придется вернуться к самостоятельному осуществлению функций по регистрационному учету граждан, а органам местного самоуправления - пересмотреть программы по созданию служб единого окна.
Дело в том, что органам прокуратуры все чаще удается отстоять в судах правовую позицию, согласно которой функции по регистрационному учету граждан, проживающих в многоквартирных домах, не могут осуществляться организациями, которые не имеют прямого отношения к деятельности по управлению либо владению такими многоквартирными домами.
В обоснование этой позиции приводится то, что должностные лица указанных организаций не входят в перечень должностных лиц, уполномоченных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 осуществлять данный вид деятельности. Специальные требования, касающиеся установление определенного перечня должностных лиц, которым поручается регистрационная работа, призваны, в том числе, не допустить попадание к другим лицам информации о гражданах, носящей конфиденциальный характер. Поэтому круг лиц, имеющих доступ к этой информации, не случайно ограничен Постановлением 713.
Так, например, Определением Верховного суда РФ от 22 октября 2008 года № 9-ВПР08-20, суд согласился с тем, что не любые коммерческие организации могут выполнять регистрационные функции. Указанные функции могут возникнуть у организации лишь как следствие ее соответствующего статуса в качестве управляющего либо владеющего жилым фондом. В рассматриваемом деле, поскольку организация, наделенная функциями по регистрации, таким статусом не обладала, суд признал, что выполнение такой организацией функций по обеспечению регистрационного учета граждан неправомерно в силу отсутствия у неё соответствующих полномочий.
В другом более позднем аналогичном деле Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа вынес Постановление от 24 сентября 2009 г. N Ф04-5658/2009(19877-А70-13) о признании недействительными отдельных пунктов соглашения, заключенного между Администрацией г. Тобольска и ОАО «ТРИЦ», согласно которым последнее предоставляло Администрации, в том числе, услуги по ведению и централизации паспортной работы; созданию централизованного архива документов паспортного стола. Суд признал, что сотрудники ОАО "ТРИЦ" не являлись должностными лицами, ответственными за регистрацию и снятие с регистрационного учета, в силу чего не имели права оказывать названные услуги.
Те же выводы сделаны в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22 октября 2009 г. по делу N А03-1311/2009. Кроме того, со ссылкой на ст. 128 ГК РФ суд указал, что полномочия, которыми организация наделена в силу закона и иных нормативных правовых актов (государственные услуги), не могут быть объектом гражданских прав и участвовать в гражданском обороте.