Доклад адвоката Зуй Ирины Владимировны на «круглом столе» в Совете Федерации РФ 27 июня 2013 года на тему «Правовые и организационные механизмы профилактики коррупции в судебной системе».
Уважаемые коллеги, друзья!
Общеизвестно, что факторами, стимулирующими развитие коррупции в сфере правоприменения, являются, в том числе:
- Нечеткость формулировок правовых норм, отсутствие однозначных определений.
- Излишняя оценочность и субъективность критериев правовых норм
- Недостаточность единообразия в толковании и применении правовых норм различными судебными органами.
- Недостаточная интегрированность внутренней судебной системы в международные правоприменительные и правотолковательные институты.
- Отсутствие четких критериев при оценке доказательств по некоторым категориям дел.
- Отставание внутренней правовой системы от бурно развивающихся экономических отношений.
Указанные недостатки и «факторы роста» свойственны российской правовой системе в целом, однако различные отрасли права в той или иной степени имеют специфические уязвимые места.
Позвольте кратко остановиться на основных, на наш взгляд, уязвимостях правовой системы нашего государства по отраслям права:
Гражданское право, гражданский и арбитражный процесс.
Самая динамично развивающаяся отрасль права, зачастую не успевающая за стремительным развитием экономических отношений, с чем и связана большая часть имеющихся проблем.
Рассмотрим тезисно основные болевые точки:
1. Отсутствие общепринятых критериев при оценке доказательств и толковании правовых норм приводит к необъективности, зачастую непрозрачности судебного решения для участников процесса.
2. Недостаточная проработанность правовых институтов, отсутствие разъяснений вышестоящих судов относительно часто применяющихся в судебной практике норм и институтов.
3. Непроработанность и недостаточная применимость принципа свободы договора во взаимосвязи с принципом законности и недопустимости злоупотребления правом, а также принципом недопустимости отказа от права.
Отсутствие четко сформулированных критериев оценки, где заканчивается свобода договора и начинается злоупотребление правом, приводит к существенному нарушению прав участников гражданского оборота.
Последовательное внедрение принципа ответственного правоприменения и понимания функции государства как регулятора и арбитра, но ни в коем случае не универсального страховщика, гарантирующего возмещение убытков, причиненных недобросовестными участниками гражданского оборота
Пример – строительство многоквартирных жилых домов на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и реализация квартир гражданам под видом долей в праве общей собственности приводит к формированию в обществе ошибочного мнения о порочности правовых институтов, допускающих «нарушение прав граждан», притом что решения о сносе законны и обоснованны и направлены как раз на защиту прав неопределенного круга граждан.
Представляется необходимым внедрение и широкая пропаганда принципа ответственного правоприменения, понимания функции государства как равного участника гражданского оборота, а не универсального «возместителя вреда» недостаточно ответственным участникам оборота.
4. Недостаточное исполнение принципа гласности правосудия. Решения судов общей юрисдикции вопреки требованиям Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" не публикуются на сайтах соответствующих судов, либо публикуются с полугодовой задержкой.
5. Возможность более широкого внедрения (вплоть до субсидиарной применимости в случае отсутствия указания на неприменимость в договоре) терминов ИНКОТЕРМС и конвенций УНИДРУА во внутреннем обороте.
Законодательно установлен приоритет международных норм перед внутрироссийскими, в то же время нелогично ограничение применения прекрасно проработанных и имеющих широкую наработанную практику применения международных норм лишь прямым указанием договора на их применимость.
6. Расширение списка обеспечительных мер, в том числе указание в законе на возможность применения такой меры обеспечения, как удержание права собственности до полной оплаты задолженности (такая мера широко применима, в частности, в Германии). В настоящее время возможность применения удержания права собственности ограничена договорами поставки, в то время как удержание права собственности может быть широко применимо в кредитных правоотношениях как альтернатива залога.
Административное право.
1. Недостаточное применение принципа презумпции невиновности предполагаемого нарушителя, отсутствие объективности в оценке доказательств.
Представляется необходимым выработка единообразной практики принятия либо непринятия судами в качестве доказательств цифровых видеозаписей с видеорегистраторов, установление критериев относимости и допустимости таких материалов в качестве доказательств.
2. Необходимость более четкой регламентации судебной практики в части применения норм подведомственности административных дел арбитражным судам либо судам общей юрисдикции.
Исполнительное производство.
1. Изменение концептуального подхода к функционированию исполнительного процесса как института, внедрение принципиально иных по отношению к существующим мотивационных инструментов, как карательного, так и стимулирующего характера.
Эффективное исполнение судебных решений в сфере гражданского оборота возможна тогда, когда будет создана такая система исполнительного производства, при которой должнику будет выгодно исполнять и не выгодно не исполнять судебный акт, иными словами, необходим баланс разумного ужесточения и мер стимулирующего характера. Одним принуждением мы ничего не добьёмся, это только помогает формировать коррупционную среду.
В настоящее время сложилась абсурдная ситуация, при которой действующее законодательство наделяет должника значительно более широким функционалом, дающим возможность не исполнять судебный акт, нежели чем функционал взыскателя.
Фактически в настоящее время неплательщики алиментов перекладывают на государственную систему социальной защиты несение бремени содержания детей.
При этом необходимо четко понимать грань между более эффективным исполнением судебных актов (в том числе в сфере принудительного взыскания задолженности) и зачастую незаконными и нарушающими права граждан действиями коллекторов.
Неэффективность существующей модели исполнительного производства как раз и создает предпосылки для развития нелегального рынка коллекторских услуг. Полагаем целесообразным нормативно зафиксировать максимально широкий перечень розыскных мероприятий, расширить перечень видов имущества, на которые может быть обращено взыскание (включая средства на мобильном счете), обеспечить широкий перечень мер, направленных на формирование нетерпимости в обществе к неплательщикам, по возможности предусмотреть стимулирующие налоговые меры, например, в части предоставления дополнительных налоговых вычетов, не начисления социальных и трудовых пенсий неплательщикам алиментов.
Итоговые предложения (для резолюции):