Главная \ Услуги \ Для граждан \ Гражданские дела \ Жилищные споры \ ТСЖ \ Формирование земельного участка под многоквартирным домом

Формирование земельного участка под многоквартирным домом

У органов местного самоуправления отсутствуют обязанности по проведению кадастровых работ в целях формирования земельных участков под многоквартирными домами за счет бюджетных средств

Юрист Станислав Рыженков

Один из актуальных вопросов в сфере земельных и жилищных отношений касается порядка осуществления органами местного самоуправления возложенных на них законом функций при передаче земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах.

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона № 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (далее - Закон № 189-ФЗ) земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок.

Согласно части 4 названной статьи формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом такое формирование осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления лица, уполномоченного  общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 16 Закона № 189-ФЗ).

Уполномоченным лицом вправе выступать, в том числе, товарищество собственников жилья, созданное в данном многоквартирном доме.

В деле, рассмотренном арбитражных судом Северо-Кавказского округа (См. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.07.2008  по делу № Ф08-3623/2008)  товарищество собственников жилья обратилось в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования, в котором просило суд обязать администрацию осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; обеспечить изготовление схемы границ земельного участка, утвердить границы земельного участка и провести государственный кадастровый учет земельного участка.

Товарищество полагало, что отказ администрации от формирования земельного участка является необоснованным, и что заявленные требования должны быть удовлетворены в силу статьи 16 Закона № 189-ФЗ, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 136, 142, 149 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Однако отказ органов местного самоуправления был мотивирован тем, что товарищество собственников жилья, обратившись с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, не предоставило при этом кадастровую карту земельного участка. В связи с отсутствием указанных документов, органы местного самоуправления проинформировали товарищество, что формирование земельного участка осуществить невозможно.

Позиция органов местного самоуправления в данном случае была совершенно обоснована, что и подтвердило приведенное ниже решение арбитражного суда, поскольку, хотя Закон № 189-ФЗ и вменяет в обязанности органов местного самоуправления формирование земельных участков под многоквартирными домами, однако в данном случае не идет речь о бесплатности для собственников помещений действий по выполнению кадастровых работ в отношении таких земельных участков.

Приобретение гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены многоквартирные дома, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ (ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ). В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса: «В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"».

Таким образом, органы местного самоуправления при обращении лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на обращение с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, вправе указать собственникам помещений на необходимость в соответствии с земельным законодательством проведения соответствующих кадастровых работ за свой счет.

Доводы ТСЖ о том, что все работы по формированию земельного участка, занятого многоквартирным домом, администрация муниципального образования обязана финансировать за счет бюджета и проводить без участия заявителя не соответствуют законодательству.